Принять Вызов - S.O.E.C.R.

Андрей Вагин, 15.11.2015

«- Как тебе удается быть таким спокойным, ведь мы можем умереть здесь?»
«- Я принял вызов.»
Цитата из К/Ф «На грани»

«То, что Вы можете воспринимать спокойно, больше не управляет Вами».
Конфуций

А Вы приняли Вызов своей жизни?

Если Вы хотите избежать утраты контроля над своей жизненной ситуацией, быть находчивым и уверенным когда вокруг туман из навалившихся дел, быть включенным в жизнь даже когда мотивация оставляет желать лучшего, то эта статья для Вас. Эта методика позволит Вам, как и многим, кто уже ею пользуется, стать собственным коучем, психологом, другими словами - капитаном своей жизни.
Эта статья написана в помощь изучающим НЛП начинающим практикам. Коллегам, тренерам и мастерам НЛП статья может быть интересна, как одна из форм подачи материала.
В моей работе консультанта НЛП чаще всего люди приходят с запросом как с проблемой, от которой они хотят избавиться раз и навсегда, забыть, уничтожить, стереть. Забывая о том, что перед ними не проблема, а жизненный шанс, дающий возможность колоссального роста, большинство людей отворачивается от сложной ситуации, хотят её выбросить, не понимая при этом, что, каждая проблема это дверь в увлекательное путешествие, полное открытий и затаенных возможностей. И даже если нам удается каким то образом закрыть глаза на наш жизненный шанс или спрятать «дверь в путешествие» за занавеску, дружественная Вселенная вернет эту возможность в виде другой «проблемы». Люди говорят, что на их Пути лежит препятствие, вместо того чтобы понять простую истину - это препятствие и есть их жизненный Путь.
В данном случае «Принять Вызов» означает - остановиться, прекратить возмущаться собой, своей «проблемой», «сложностью», «бедой», а вместо этого внимательно присмотреться к ней, почувствовать составные части проблемы, услышать как работает механизм, который связывает части «проблемы» между собой. Имеет смысл отнестись к «сложности» как к жизненному шансу, который таится в глубине «проблемы». И спросить себя: «Что судьба преподнесла мне на этот раз?», «Какой подарок приготовило мне Сущее в этой замысловатой упаковке?». Ведь любой, кто занимается решением задач, знает, что разгадка задачи находится в самой задаче. Вот только как её отыскать? Как отделить золото и алмазы от наслоения пустой породы?
И здесь нам в помощь великолепная разработка от Мастеров НЛП, уникальная в своей простоте и эффективности модель S.C.O.R.E. Название модели представляет собой акроним, для простоты запоминания для англоязычных пользователей буквы объединены в английское слово «score», что означает «счет». (Symptoms - симптомы, Causes-причины, Outcomes-результаты, Resources-ресурсы, Effects-эффекты). В названии статьи и далее по тексту я использую акроним S.O.E.C.R., так как именно такой порядок используется в НЛП для консультирования и самокоучинга. На мой взгляд, начинающим НЛПрам практичнее запомнить именно такой акроним.
И, прежде чем объяснить основные механизмы работы модели, хочу сказать о том, что также, как и использование любой другой психотехнологии, использование этой модели требует от нас правильного отношения. Так, приступая к работе с S.O.E.C.R., следует помнить, что в любом человеке уже достаточно ресурсов для решения любой жизненной ситуации, и у каждой проблемы есть свое решение. То есть точно также, как в жёлуде уже заложен огромный раскидистый дуб и запрограммировано развитие прекрасного дерева, в человеке уже есть все, что ему необходимо для того, чтобы реализовать свой личностный потенциал во всей его полноте и великолепии. А модель S.O.E.C.R., словно карта кладоискателя, при правильном использовании непременно приводит к сокровищам, которые скрыты в каждом из нас.

Для того, чтобы использовать свой жизненный шанс, скрытый в обличии препятствия, тебе необходимо пройти по точкам S.O.E.C.R. Итак, повернись лицом к своей проблеме, возьми свою сложность в руки и, читая статью, отвечай на вопросы. Так ты сможешь не только понять и освоить модель но, заодно и сможешь разобраться в своей текущей сложности. Отвечай на вопросы так, как будто ты вводишь в курс дела своего собеседника, чтобы он детально понял ситуацию. Это повысит информативность, четкость и понятность ответов, в первую очередь, для тебя. Также рекомендую записывать свои ответы, чтобы у тебя была возможность проанализировать их и задать себе любые уточняющие вопросы по тексту. Если ты не найдешь нужного вопроса в списке, сформулируй его самостоятельно, главное чтобы этот вопрос соответствовал смыслу описываемого пункта модели.

S - симптомы
Итак, первое что необходимо сделать это принять текущую ситуацию, за данность. Вместо того, чтобы сетовать на «проблему», имеет смысл точно и вдумчиво описать текущую ситуацию. В нашей модели это точка S - симптомы.

И здесь, если ты действительно хочешь разобраться, позволь себе ответить на следующие вопросы о текущем положении:
Как я понимаю, что у меня есть проблема?
Какое «кино» (внутренние образы, звуки и ощущения) внутри у меня дает мне понять, что я испытываю текущую сложность?
Какие мысли у меня возникают по поводу это сложности?
Кто и что является частью это сложности?
Что мне не нравится в текущей ситуации?

Часто бывает, что после описания проблемы мы получаем много информации, которую непросто сразу обобщить. Здесь помоет вопрос, применение которого иногда меняет представление о проблеме коренным образом, начальная формулировка после этого вопроса, может измениться, а ты поймешь суть текущего состояния.
Что является существенным, главным в моём описании текущей проблемы?

В этом пункте есть еще вопрос, который может показаться странным на первый взгляд, но он очень важен, так как помогает выявить обычно неявную, не очевидную для твоего сознания информацию.
Итак, логично предположить, что раз проблема существует, значит есть условия для её существования, условия, которые поддерживают проблему и не дают ей разрешится. В НЛП такие условия называют вторичными выгодами. Так вот, тебе необходимо выявить, что это за условия, тебе важно понять, почему твоему организму, разуму может быть выгодна эта проблема. Так, например, полному человеку может выгодно поддерживать свой «лишний» вес по не очевидной причине: нежелание тратить деньги на новый гардероб и менять уже полюбившуюся одежду. Или так: человеку может быть «невыгодно» выздоравливать от простудного заболевания, потому что после выздоровления придется идти на нелюбимую работу.
Так вот, задай себе вопросы:
Почему мне выгодно иметь текущую ситуацию?
Какую неявную пользу я получаю, когда такая проблема существует?
Не спеши получить ответы на эти вопросы сразу. Иногда людям хочется дать ответ, который кажется очевидным. Повремени. Дай возможность своим мыслям прийти не спеша и в удобное время. Выпиши все возможные варианты ответов на отдельный лист бумаги. Некоторые ответы, которые будут приходить в голову, могут показаться нелепыми и смешными, запиши и их тоже, это поможет тебе расслабиться и получить нужную информацию. После того, как выпишешь все ответы, перечитай список еще раз, наблюдая за своими внутренними эмоциональными реакциями. Обрати внимание на те ответы, которые вызывают у тебя либо сильное неприятие, либо, наоборот, сильное приятие. Скорее всего, это и есть та информация, которая пригодится тебе для дальнейшей работы.

O - Результаты
Второй пункт нашей работы с жизненным шансом (сложностью) - это описание желаемого результата. В предыдущем пункте мы определили, где мы находимся, а в этом пункте нам надо понять, где мы хотим оказаться вместо текущего положения, то есть пункт нашего назначения. И чем точнее и детальнее мы себе опишем желаемое состояние, тем больше шансов достичь его во всей полноте и богатстве. При ответах на вопросы в этой точке тебе поможет информация, собранная в предыдущем пункте. Лучшим способом здесь будут формулировки «от обратного» или, как метафорично говорит Андрей Плигин, тебе нужно «вывернуть симптомы наизнанку». Это вовсе не означает, что ты должен подобрать антонимы к каждому пункту описания симптома. Это значит, что каждый пункт описания симптома должен быть описан в формулировке: «чего я хочу вместо этого».

Итак, вопросы точки «результат»:
Чего ты хочешь взамен своей сложности? Утвердительно сформулируй результат.
Насколько результат находится под твоим контролем? т.е. Что именно ты можешь сделать для его достижения?
Как ты узнаешь, что достиг результата? (и здесь опять важно создать внутреннее «кино» с образами, звуками и ощущениями того, как ты поймешь, что достиг результата)
Когда, где и с кем ты хочешь получить результат? Опиши также контексты твоей жизни, где ты бы не хотел реализовывать твой результат.
Так, например, если человек ставит своей целью научиться критическому мышлению и не ограничит сферы своей жизни, где ему это мышление не нужно, он может начать анализировать ситуацию во время веселой игры или секса. Вряд ли этот навык необходим в таких контекстах.
Проверьте, учтены ли в сформулированном результате вторичные выгоды проблемного состояния. То есть, как Вы удовлетворите свои выгоды в новом желаемом состоянии. Например, как человек стремящийся сэкономить на смене гардероба удовлетворит свое стремление к экономии, когда постройнеет? Возможно, он проведет расчеты и поймет, что получит бОльшую экономию на еде и лечении. А человек, который не хочет выздоравливать из-за нежелания вернуться на нелюбимую работу, может связать свой выход на работу с более глобальной целью поиска своего места в жизни и обеспечения себя ресурсами для её достижения пока еще на текущей работе.

E - Эффекты
Эффекты дают нам возможность оценить последствия достижения результата. Эффектами в НЛП принято называть последствия результата, которые наступят в более отдаленной временной перспективе. Например, через 1 год после овладения навыками НЛП-Практика ты можешь почувствовать, что скорость твоей обучаемости значительно возросла, ты стал гораздо увереннее в себе, и, как следствие, ты стал способен открыть и развить свой бизнес. Это всего лишь пример, и в жизни каждого могут быть свои собственные эффекты, соответсвующие его собственным представлениям о возможном. Проработка Эффектов придает цели привлекательность и повышает мотивацию для достижения цели.
Также с помощью оценки эффектов ты можешь выявить непродуманные негативные последствия достижения цели и переформулировать результат с их учетом. Например, если при коррекции фигуры придется отказаться от ритуала совместного чаепития с мамой под сдобные булочки ее приготовления, надо продумать, как ты будешь поддерживать отношения с мамой другим способом.

Вопросы точки «Эффекты»:
Что Ваша цель принесет следом за собой?
Что еще может появиться (качества, люди, предметы, состояния) благодаря достижению этой цели?
Как достижение цели повлияет на Ваше окружение? (семья, работа, друзья, дети, родители).
Может ли достижение цели негативно повлиять на Вашу жизнь? Если может, то как переформулировать цель, чтобы исключить этот негативный эффект?

C - Причины
Здесь имеются ввиду именно ПЕРВО-причины. Точку ПЕРВО-причины имеет смысл разбирать, только если в этом есть необходимость. Например, если отсутствие у Вас критического мышления связано не с тем, что Вас не учили этому в школе, а с Вашим внутренним убеждением, что у Вас плохо с логикой, имеет смысл разобраться в первопричинах появления такого негативного убеждения о себе. А если Вы просто не прошли обучение в школе ввиду отсутствия такой дисциплины, то не имеет смысл искать причину, так как она не может повлиять на достижение желаемого состояния.

И вопросы для выявления первопричин:
Что является первопричиной этого?
Когда эта сложность возникла впервые?
Сколько раз подобное повторялось в Вашей жизни?
Где и в чем, по-Вашему, находится
источник проблемы?
Что из перечисленных первопричин и каким образом можно учесть в реализации цели?

R - Ресурсы
В этом пункте мы исследуем две темы. Первая - это инвентаризация ресурсов. Вторая - исследование сложностей, к которым имеет смысл подготовиться. Итак , первое: нам следует сделать инвентаризацию ресурсов, которые могут нам пригодиться на нашем пути по использованию жизненного шанса, то есть решению нашей сложности. Другими словами, нам надо определить, какие ресурсы у нас уже есть, и какие ресурсы нам еще понадобятся. Ресурсами для достижения результата могут быть: деньги, здоровье, знания, друзья, книги, тренинги, консультанты, коллеги. Вообще все, что угодно, что может помочь тебе в достижении твоей цели и соответствует твоим ценностям.
Например, при желании овладеть навыками НЛП-Практика ты можешь использовать такие ресурсы как: книги по НЛП, опыт мастеров и тренеров НЛП, качественный курс НЛП. Для отработки техник НЛП можно договориться с друзьями, коллегами. Можно использовать ресурсы, которые предоставляет нам жизнь, и отрабатывать навыки подстройки и ведения в деловом и личном общении. Включать знания НЛП в переговоры по деловым, личным или бытовым вопросам. Писать тексты с применением знаний о человеке, изученных тобой в курсе НЛП.

Вопросы к точке Ресурсы:
Какие ресурсы нам нужны?
Какие люди?
Какие действия?
Какие Состояния?
Есть ли у Вас доступ к необходимым ресурсам?
Каких ресурсов Вам не хватает и нужно получить к ним доступ?
Какие ценности и убеждения будут поддерживать достижение результата?
Второе, имеет смысл исследовать сложности, которые мы можем уже сейчас предвидеть, и предусмотреть для их решения соответсвующие ресурсы. Например, при подготовке к обучению НЛП может возникнуть такая сложность, как определение качества предлагаемых на рынке курсов НЛП. Центров НЛП много, а как узнать, в каком из них Вы действительно получите ценный опыт? Когда мы находим предполагаемую сложность, нам нужен ресурс для преодоления этой сложности.
Так в нашем примере мы можем задать себе вопрос:
Какие ресурсы у тебя есть, чтобы определить качество проведения курса по НЛП?
Такими ресурсами могут быть четкие критерии, которые ты мог бы выбрать для определения качества курсов. Когда ты знаешь критерии качества, остается только удостовериться, что выбранный центр соответсвует этим критериям.
В нашем случае, такими критериями могут быть например: связь центра с основателями НЛП; сертификаты тренеров центра, подтверждающие качество обучения; рекомендации участников, которые уже прошли обучение в центре; наличие поддерживающих занятий; личная целостность тренера, который будет вести программу (практикует ли он сам НЛП, ведет ли индивидуальные консультации, пишет ли статьи), насколько интересны лично тебе статьи тренера, если они есть; при возможности имеет смысл посетить индивидуальную консультацию ведущего, чтобы проверить, насколько комфортно тебе будет учиться у этого человека.

После внимательной, вдумчивой и честной работы над своей сложностью по точкам S.O.E.C.R. ты получишь в свое распоряжение системное описание текущей сложности, желаемых результатов, поймешь как твоя цель будет воздействовать на остальные контексты твоей жизни, учтешь особенности, которые могут встретиться на твоем пути и спланируешь ресурсы, необходимые для достижения своей цели. После такой проработки у проблемы мало шансов остаться проблемой, теперь у неё есть все возможности превратиться в великолепную возможность, использование которой приведут тебя к твоим мечтам.

Если Вы хотите узнать больше об использовании модели S.O.E.C.R. (S.C.O.R.E.) с помощью нашего ресурса, Вы можете:
задать вопрос и получить ответ по электронной почте - a.wagin@re-frame.ru;
записаться на консультацию и увидеть тонкости использования модели S.O.E.C.R. (S.C.O.R.E.) в работе мастера НЛП;
пройти курс НЛП-Практик.

Добивайтесь результатов, используя лучшие практики. Звоните, пишите, записывайтесь на наши программы. Действуйте!